Илья Илиев
Наш первый рассказ — о болгарском художнике, профессоре Илье Илиеве. Его, как и многих, привела к мозаике судьба. Его муза — природа Болгарии, его оружие — геометрия, его войско — галька, стекло, камень и смальта.
- Страна — Болгария
- Город — София
Илья родился и вырос в Бургасе – городе в Болгарии, расположенном на самом берегу Черного моря. Эту благодатную местность издавна облюбовали люди. Первые греческие поселения появились здесь задолго до новой эры. Греков закономерно сместили римляне, затем болгары.
Место рождения Ильи, соседство с наследием античных цивилизаций и осязаемая близость моря во многом определили его судьбу, как художника, дали мощный импульс его воображению и видению жизни.
Илья родился в семье морского инженера и школьной учительницы. Его родители были людьми, неравнодушными к искусству. Распознав в своём сыне задатки художника, родители всячески поддерживали его увлечение.
— Nulla dies sine linea (Ни дня без линии) – этот латинский афоризм стал девизом юного Ильи и его родителей.
Простые, ёмкие и гениальные в своей простоте морские пейзажи, незатейливый быт пригорода Бургаса – всё это было пищей для вдохновения начинающего художника. Как пишет он в своей книге «My way»: «- Основная вещь, что сделала меня художником – это море. Море, живущее своим постоянным ритмом, где каждая новая волна непохожа на предыдущую и ищет свой собственный путь, касаясь берега и растворяясь в песке, сея непостижимым образом свои дары – ракушки, кусочки стекла, водоросли и тела медуз.»
Всё это можно увидеть, а скорее почувствовать в мозаиках Ильи. Прибрежные пейзажи, застывшие на мгновение галька, обточенные фрагменты стекла, больше похожие на драгоценные камни, переплетённые изумрудными водорослями — нерукотворные произведения искусства, созданные самой природой и схваченные цепким взглядом романтика моря.
Семья и товарищи с уважением относились к дарованию Ильи. Для своих школьных друзей он так и остался «художником». Казалось бы, следующим шагом должна была стать учёба в художественном училище. Но судьба распорядилась иначе. По политическим причинам Илье было отказано в поступлении в училище, и он выбрал своей специальностью архитектуру.
Как пишет художник в упомянутой ранее книге, изначально он считал эти годы обучения и последующей практики в архитектуре потерянным временем, выкинутым из жизни. Тем не менее, впоследствии Илья выяснил для себя, что стоит быть благодарным этому новому опыту, который « …добавил моей очарованности природой и морем рациональности, функционального начала, осмысления геометрии и её постулатов, основанных на композиции.»
После окончания института и пяти лет практики проектирования зданий, Илья смог приблизиться к своей мечте – быть художником. Он поступил в Национальную Академию Искусств Болгарии. Он с благодарностью вспоминает эти годы и своего учителя — профессора Георгия Богданова – исключительного художника и талантливого преподавателя.
Георгий Богданов преподавал в Академии с 1946 года и до последних лет своей жизни. С 1953 года он возглавлял факультет монументальной живописи и сценографии. Он работал преимущественно в технике мокрой фрески, мозаики и сграффито. Его работами украшены значительные музеи и общественные здания Болгарии, включая археологический музей в Велико Тырново, Варненский музей «Бойна дружба», Дом Советов в Димитровграде и многие другие.
Монументальная живопись – сфера, непосредственно связанная с архитектурой. Как говорит Илья, к счастью, в этой области можно было избежать пристального контроля апологетов социалистического реализма. Поскольку в те годы большей частью монументальная живопись использовала различные орнаментальные композиции, художник стал экспериментировать с орнаментом, вводя наряду с фреской элементы мозаики, используя художественное стекло, натуральный камень, смальту и другие материалы.
«-Именно тогда я понял выдающуюся роль материала, используемого художником, для передачи стилистики и замысла произведения.»
После окончания курса, Илья остался в Академии в качестве преподавателя, и с 1965 по 1993 год выпустил не один курс учеников, с многими из которых до сих пор связан узами дружбы.
С тех уже давних пор Илья бывал с визитами, как известный художник во многих странах, участвовал во многих международных симпозиумах, выставках, мозаичных конгрессах. Илья полон творческой энергии, мозаика была и остаётся его искренней любовью.
Мы задали несколько коротких вопросов художнику, ответы на которые хотели бы привести ниже.
М.Р. — Илья, есть ли что-то особенное, что движет вами при создании мозаики, на что вы всегда опираетесь?
И.И. — Да, конечно. Прежде всего это мои знания, накопленный опыт. Обязательно геометрия. Никак не обойтись без природы, которая — первое моё вдохновение. И, конечно, интуиция.
М.Р. – Как вы видите мозаику вообще в нашей современной жизни?
И.И. – Мозаика, по моему глубокому убеждению, это древнее, вечное и в то же время современное искусство. К сожалению, в мире отсутствует понимание мозаики, как серьёзного искусства. На мой взгляд, музеи мира могли бы собирать в своих коллекция не только древние мозаичные произведения, но и современные также. В то же время мозаика – это универсальный инструмент. С её помощью можно создать любые виды композиции, начиная с абстрактных и заканчивая теми, которые дают ёмкое ощущение пространства, перспективы, глубины и иллюзии.
М.Р. – Вы родились и всю свою жизнь прожили в Болгарии. Вы не могли бы как то охарактеризовать, как ваша страна повлияла на уникальность ваших мозаик?
И.И. – Как я уже говорил ранее, неповторимая природа Болгарии, особенно её прибрежной части, дыхание моря, шелест гальки, ощущение моря, как огромного живого организма, всегда была первичным источником моего восторга и вдохновения. Я дышу этой природой и все мои мозаики – результат моего восприятия окружающего меня мира. С другой стороны, это большая ответственность – работать и создавать что-то своё в окружении древнеримских мозаик, ставших уже органичной частью природы и мироощущения.
М.Р. – Илья, вы когда-нибудь задумывались, что является первичным для вас при создании мозаики: замысел, вдохновение, идея или что-то ещё?
И.И. – Это сложный вопрос. Конечно, в первую очередь идея. Но скажу вам честно, иногда достаточно и вдохновения. По моему глубокому убеждению, мозаика – это божественная техника, которая даёт возможность быть современным художником, открывая новый взгляд на жизнь.
М.Р. — Последний на сегодня вопрос – Есть ли вас какие-то планы, замыслы, которые вы хотели бы осуществить в ближайшее время?
И.И. – Мой главный план – не останавливаться, делать мозаики, творить, давая выход своей позитивной энергии. Чего я желаю всем своим коллегам – мозаичистам.
При подготовке статьи использовались материалы из книги Ильи Илиева «My way», а также информация с сайтов http://www.burgas.bg, http://oldburgas.com, http://nha.bg а также материалы, предоставленные Ильёй Илиевым редакции журнала.