Илья Илиев

Наш первый рассказ — о болгарском художнике, профессоре Илье Илиеве. Его, как и многих, привела к мозаике судьба. Его муза — природа Болгарии, его оружие — геометрия, его войско — галька, стекло, камень и смальта.

  • Страна — Болгария
  • Город — София

Илья родился и вырос в Бургасе – городе в Болгарии, расположенном на самом берегу Черного моря. Эту благодатную местность издавна облюбовали люди. Первые греческие поселения появились здесь задолго до новой эры. Греков закономерно сместили римляне, затем болгары.

Бургас 30-ых годов

Место рождения Ильи, соседство с наследием античных цивилизаций и осязаемая близость моря во многом определили его судьбу, как художника, дали мощный импульс его воображению и видению жизни.

Бургас 30-ых годов

Илья родился в семье морского инженера и школьной учительницы. Его родители были людьми, неравнодушными к искусству. Распознав в своём сыне задатки художника, родители всячески поддерживали его увлечение.

— Nulla dies sine linea (Ни дня без линии) – этот латинский афоризм стал девизом юного Ильи и его родителей.

Простые, ёмкие и гениальные в своей простоте морские пейзажи, незатейливый быт пригорода Бургаса – всё это было пищей для вдохновения начинающего художника. Как пишет он в своей книге «My way»: «- Основная вещь, что сделала меня художником – это море. Море, живущее своим постоянным ритмом, где каждая новая волна непохожа на предыдущую и ищет свой собственный путь, касаясь берега и растворяясь в песке, сея непостижимым образом свои дары – ракушки, кусочки стекла, водоросли и тела медуз.»

Всё это можно увидеть, а скорее почувствовать в мозаиках Ильи. Прибрежные пейзажи, застывшие на мгновение галька, обточенные фрагменты стекла, больше похожие на драгоценные камни, переплетённые изумрудными водорослями —  нерукотворные произведения искусства, созданные самой природой и схваченные цепким взглядом романтика моря.

Семья и товарищи с уважением относились к дарованию Ильи. Для своих школьных друзей он так и остался «художником». Казалось бы, следующим шагом должна была стать учёба в художественном училище. Но судьба распорядилась иначе. По политическим причинам Илье было отказано в поступлении в училище, и он выбрал своей специальностью архитектуру.

Как пишет художник в упомянутой ранее книге, изначально он считал эти годы обучения и последующей практики в архитектуре потерянным временем, выкинутым из жизни.  Тем не менее, впоследствии  Илья выяснил для себя, что стоит быть благодарным этому новому опыту, который « …добавил моей очарованности природой и морем рациональности, функционального начала, осмысления геометрии и её постулатов, основанных на композиции.»

 После окончания института и пяти лет практики проектирования зданий, Илья смог приблизиться к своей мечте – быть художником. Он поступил в Национальную Академию Искусств Болгарии. Он с благодарностью вспоминает эти годы и своего учителя — профессора  Георгия Богданова – исключительного художника и талантливого преподавателя.

Георгий Богданов преподавал в Академии с 1946 года и до последних лет своей жизни. С 1953 года он возглавлял факультет монументальной живописи и сценографии. Он работал преимущественно в технике мокрой фрески, мозаики и сграффито. Его работами украшены значительные музеи и общественные здания Болгарии, включая археологический музей в Велико Тырново, Варненский музей «Бойна дружба», Дом Советов в Димитровграде и многие другие.

Монументальная живопись – сфера, непосредственно связанная с архитектурой. Как говорит Илья, к счастью, в этой области можно было избежать пристального контроля апологетов социалистического реализма. Поскольку в те годы большей частью монументальная живопись использовала различные орнаментальные композиции, художник стал экспериментировать с орнаментом, вводя наряду с фреской элементы мозаики, используя художественное стекло, натуральный камень, смальту и другие материалы.

«-Именно тогда я понял выдающуюся роль материала, используемого художником, для передачи стилистики и замысла произведения.»

После окончания курса, Илья остался в Академии в качестве преподавателя, и с 1965 по 1993 год выпустил не один курс учеников, с многими из которых до сих пор связан узами дружбы.

С тех уже давних пор Илья бывал с визитами, как известный художник во многих странах, участвовал во многих международных симпозиумах, выставках, мозаичных конгрессах. Илья полон творческой энергии, мозаика была и остаётся его искренней любовью.

Мы задали несколько коротких вопросов художнику, ответы на которые хотели бы привести ниже.

М.Р. — Илья, есть ли что-то особенное, что движет вами при создании мозаики, на что вы всегда опираетесь?

И.И. — Да, конечно. Прежде всего это мои знания, накопленный опыт. Обязательно геометрия. Никак не обойтись без природы, которая — первое моё вдохновение. И, конечно, интуиция.

М.Р. – Как вы видите мозаику вообще в нашей современной жизни?

И.И. – Мозаика, по моему глубокому убеждению, это древнее, вечное и в то же время современное искусство. К сожалению, в мире отсутствует понимание мозаики, как серьёзного искусства. На мой взгляд, музеи мира могли бы собирать в своих коллекция не только древние мозаичные произведения, но и современные также. В то же время мозаика – это универсальный инструмент. С её помощью можно создать любые виды композиции, начиная с абстрактных и заканчивая теми, которые дают ёмкое ощущение пространства, перспективы, глубины и иллюзии.

М.Р. – Вы родились и всю свою жизнь прожили в Болгарии. Вы не могли бы как то охарактеризовать, как ваша страна повлияла на уникальность ваших мозаик?

И.И. – Как я уже говорил ранее, неповторимая природа Болгарии, особенно её прибрежной части, дыхание моря, шелест гальки, ощущение моря, как огромного живого организма, всегда была первичным источником моего восторга и вдохновения. Я дышу этой природой и все мои мозаики – результат моего восприятия окружающего меня мира. С другой стороны, это большая ответственность – работать и создавать что-то своё в окружении древнеримских мозаик, ставших уже органичной частью природы и мироощущения.

М.Р. – Илья, вы когда-нибудь задумывались, что является первичным для вас при создании мозаики: замысел, вдохновение, идея или что-то ещё?

И.И. – Это сложный вопрос. Конечно, в первую очередь идея.  Но скажу вам честно, иногда достаточно и вдохновения. По моему глубокому убеждению, мозаика – это божественная техника, которая даёт возможность быть современным художником, открывая новый взгляд на жизнь.

М.Р. — Последний на сегодня вопрос – Есть ли вас какие-то планы, замыслы, которые вы хотели бы осуществить в ближайшее время?

И.И.  – Мой главный план – не останавливаться, делать мозаики, творить, давая выход своей позитивной энергии. Чего я желаю всем своим коллегам – мозаичистам.

При подготовке статьи использовались материалы из книги Ильи Илиева «My way», а также информация с сайтов http://www.burgas.bg,   http://oldburgas.com,  http://nha.bg а также материалы, предоставленные Ильёй Илиевым редакции журнала.

Портрет художника — Илья Илиев

Электронное периодическое издание «MOSAIC REVIEW» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 12 апреля 2019 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75500. Учредитель — Кучменко Андрей Николаевич, Адрес редакции – 127247, г. Москва, Коровинское шоссе, д.2а, главный редактор – Кучменко А.Н. © «MOSAIC REVIEW» Частичное или полное использование материалов разрешается только при условии ссылки и/или прямой открытой для поисковых систем гиперссылки на непосредственный адрес материала на Сайте.