Выставка мозаик Жерара Брандта 

03-25 августа 2019 г. Обернэ, Эльзас, Франция

В старинном Эльзасском городке Обернэ до 25 августа проходила выставка Жерара Брандта, где в рамках 9-й Биеналле современной мозаики он выставлял сотню своих работ, «Отражение путешествия в камне».

      Мозаики его одновременно сумасшедшие и понятные. «Все воображаемо – это поэзия», — так говорит «Жерар Бранд.

      Медь, осколки стекла, свинцовые полоски, обрезки полированной нержавеющей стали, старые окрашенные куски арматуры, мрамор, разноцветная яркая смальта – всё это оживают в руках художника. Жерар Брандт уже более 60 лет занимается мозаикой. Можно без преувеличения сказать: мозаика — это его жизнь.

  — Все мы фрагменты мозаики —  ты, я, дерево, картина, буква в слове … Если ты моргнешь, то увидишь маленькие точки. Когда вы смотрите сверху на пшеничное поле, это золотой квадрат, но если вы подойдете ближе, вы увидите, что квадрат состоит из колосков, если вы подойдёте ближе, то окажется что колосок  состоит из зерен. Это всё мозаика. Это с одной стороны просто, с другой – сводит с ума. Все что воображаемо — это чистая поэзия.

    В одной из частей экспозиции 78-летний художник собрал коллекцию последних мозаик, созданных в период с 2016 по 2017 год. Все в противопоставлении, мозаики играют на контрасте прозрачности и непрозрачности, пустоты и наполненности.

    Это то, что Жерар Бранд называет «чистой» мозаикой: тессеры висят в воздухе, невесомо и свободно.

  — Невесомая, парящая мозаика, это мой вклад в тысячелетнюю историю мозаики — говорит он.

   Трудности и их искусное решение, присущие этой технике исполнения, хорошо заметны в мозаичных изображениях  его портретов исторических и мифических персонажей. Императрица Феодора и ее муж Юстиниан, бог Эрос, мать и ребенок.  Это всё символические лица «встреч, важных периодов, путешествий» художника

    Следующей из предложенных Жераром Брэндом для этой 9-й биеннале мозаики тем оказалась Chrysalis, и её представление  поначалу сбивает с толку.

   Зачем он положил свои мозаики в банки? Как оказалось, это не то, что вы думаете – это не запертые вне времени  реликвии. По словам Жерара, это новая его творческая эра.

 — В этом году я хотел сделать перерыв. Поэтому я взял части мозаик, с которыми работал, кусочки картин, скульптур, заполнил ими эти банки-куколки и запечатал их, чтобы символизировать закрытый период. Но как в коконе постепенно возникает новая жизнь, формируется новая сущность, так же и в этих банках рождается что-то новое. Из этой алхимии рождаются новые идеи, новая творческая эра. Смысл в том, чтобы показать, что было до, и что может быть потом.

    Для Жерара Брэнда это не банки-реликварии, а коконы куколок. Из небольшого количества камня, дерева и металла возникает в пузыре мастерской новое существо, новая жизнь. В дело вступает невероятная алхимия и возникает трансмутация материи. Из небольших камней, кусочков дерева и металла возникает в пузыре мастерской новая жизнь.

    Подобно тому, как гусеница запирается в своем коконе, чтобы подарить нам самых чудесных бабочек, произойдет перерождение, и посредством мозаики будут рожден невероятный бестиарий.

    Грифоны, жирафы, виды, которых не существовало или нет сейчас, мифы и их творения. Как всегда, художник щедр, и его воображение переполнено. Демиург и акушерка, он выведет из своих банок путём бесконечного генеза всё: из камня он создаст растение и из растения — животное. Вселенная оживает перед нашим ослепленным и недоверчивым взором. И там, с энтузиазмом энтомолога, он представит на сцене это новое поколение невероятных гибридов. Он помещает их в сосуды, чтобы лучше выделить их, для более яркого восприятия нами.

Chistalides Gerard Brandt

    На удивление эти химеры не пугают, не несут печати вселенной насилия и свирепости, которая может на первый взгляд видеться нам. Это мир чудес, мир сказок тысячи и одной ночи. Животные блистают яркими кусочками смальты на своих прозрачных крыльях. Они предстают перед нами в легкости и абсолютной красоте. Они влюблены в свои наряды, наслаждаются своей неотразимостью и сияют, упоённые вниманием зрителя.

Город Обернэ

    Обернэ расположен в самом сердце Эльзаса, в нем живёт около 12 000 жителей. Через него пролегает один из самых популярных туристических маршрутов Франции. На Винном пути, у подножия Вогесов и Монт-Сен-Одиль, в начале Великой Сельскохозяйственной равнины, лежит в пышной зелени Обернэ.

    Средневековый город, имперский город Священной Римской империи, легендарная колыбель Сен-Одиль, Обернэ — настоящая квинтэссенция Эльзаса. Город Обернэ, с его крепостными валами, укрепленными башнями, бревенчатыми домами и узкими улочками сохранил  до наших времён своё средневековое очарование.

    Благодаря своим ресторанам и обилию спортивных и культурных мероприятий, , Обернэ является 2-м по значимости туристическим городом долины Рейна после Страсбурга.

При подготовке статьи использовались материалы, любезно предоставленные департаментом туризма Обернэ. www.obernai.fr

В описании события использованы цитаты из статей Luc Dornstetter и Léonie Deloy, опубликованные в пресс-релизе Биеналле.

Выставка мозаик Жерара Брандта

Электронное периодическое издание «MOSAIC REVIEW» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 12 апреля 2019 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75500. Учредитель — Кучменко Андрей Николаевич, Адрес редакции – 127247, г. Москва, Коровинское шоссе, д.2а, главный редактор – Кучменко А.Н. © «MOSAIC REVIEW» Частичное или полное использование материалов разрешается только при условии ссылки и/или прямой открытой для поисковых систем гиперссылки на непосредственный адрес материала на Сайте.