Страна — Италия
Город — Равенна
Сегодня журнал Mosaic Review беседует с выдающейся итальянской художницей по мозаике Розанной Фатторини. Первое, что замечаешь при встрече с ней — это умудрённый опытом взгляд, необычайное спокойствие и уверенность в себе.
Общаясь с людьми, знающими Розанну, понимаешь, что ты не ошибся. Многие художники мозаичисты, да и просто люди, знающие Розанну, согласны с этой оценкой. Розанна, будучи сама художником и яркой творческой персоной, всегда готова помочь советом или дружеским участием.
Тем не менее, за мягкой внешностью скрывается сильный организатор и очень цельный человек со своими твёрдыми убеждениями. Эти убеждения позволяют Розанне быть открытой, честной, иногда бескомпромиссно честной, хотя эта бескомпромиссность и даже провокативность может быть не по вкусу окружающим её людям. С другой стороны, реакция на провокацию всегда открывает истинные отношение и намерения человека.
Розанна остаётся прямой и открытой и в нашем рассказе.
Розанна Фатторини родилась в Вадо Лигуре (маленький город недалеко от Савоны, Лигурия, Северо-Западная Италия). Будучи еще ребенком, она и ее отец Ансельмо переехали в Равенну, город, где она в настоящее время живет. В течение десятилетий ее семья была глубоко вовлечена в искусство: Ансельмо был уважаемым мастером ковки. Дед и дядя Ансельмо были одними из тех, кто внес вклад в реставрацию Дворца дожей Мантуи.
Принимая во внимание вышеупомянутые предпосылки, неудивительно, что Розанна с радостю поступила в Istituto Statale d’Arte per il Mosaico «G. Severini di Ravenna (Равеннская школа искусств им. Дж. Северини), где в 1968 году она получила сертификат учителя искусства и диплом по специализации прикладное искусство.
В 1969 году она решила переехать в Ипсвич. Англия, чтобы учиться на курсах фотографии и живописи в Ипсвичском художественном институте. На разных этапах своего творческого пути Розанна работала с несколькими художниками-мозаиками из Равенны. Некоторые из них были одноклассниками и/или друзьями, например, Марко Бравура; с Марко Розанна интенсивно сотрудничала в течение длительного периода, в течение которого она работала над созданием мозаик Уго Несполо, Тонино Гуэрры и Миммо Паладино.
Розанна принимала и продолжает принимать участие в многочисленных выставках мозаики, как в Италии, так и за рубежом, и многие ее работы постоянно выставляются в частных коллекциях произведений искусства.
В настоящее время она проводит курсы мозаики в Италии и за рубежом совместно с группой, которую она основала. В INTHREE Mosaico она работает вместе с двумя своими большими друзьями и всемирно известными художниками Санти Марко и Беатрис Серре.
Розанна Фатторини основала в 2011 году известную международный проект выставок современной мозаики «MUSIWA», в которой участвовали самый известные художник в области мозаики в мире. Это событие проводилось в одном из исторических дворцов Флоренции – Palazzo Medici Ricardi, завершив этот великолепный опыт, а также цикл выставок в 2018 году.
Как говорит о Розанне профессор Луиджи Импириери:
— Элемент дерево является первым из 5 элементов в Фэн Шуй. Это растущая энергия в восходящем движении. Розанна Фатторини отталкивается от него в поисках базового элемента для своих мозаичных работ. Поэтому она отправляется в длительные прогулки вдоль моря.
Здесь, на краю земли и воды она собирает обожженные солнцем, пропитанные водой и изношенные ветром обломки дерева, ставшие богаче благодаря работе этих четырех «элементов».
Во время этих инициирующих прогулок она собирает эти обломки и несёт к себе в мастерскую для создания своих мозаик. Не случайно Розанна Фатторини выбирает древесину как элемент начала весеннего оживления, с которым приходит что-то новое.
Движение — это стиль, который уже является неотъемлемой частью мозаик Розанны Фатторини. Движение к месту назначения через отправление, сам путь и прибытие. Мы знаем, это движение является метафорой времени, отражающегося на окружающих нас вещах, на нас самих и, следовательно, на искусстве.
Поэтому для Розанны Фатторини искусство — это путешествие, которое продвигается и развивается небольшими шагами.
Найденный кусок дерева — это прошлое, то, что мы оставляем позади; кусочки мозаики, которые покрывают основу – это настоящее, мозаика, получившаяся в результате алхимического манипулирования различными материалами — это уже будущее и вечность.
Мы знаем, что настоящее без прошлого не существовало бы, поэтому время и пространство должны встретиться там, на этом среднем пути, который является творческим опытом.
Её мозаичная идея заключается в том, чтобы возобновить посредством мозаики историю кусочка когда-то живого дерева. Эта история должна быть восстановлена из небытия, украшена, коронована, облагорожена, отреставрирована до блеска.
Это способ не дать умирать прошлому, которое, как считает художник, он обновляет, чтобы приблизить его к себе, своему миру, своему времени, и чтобы сделать это, ей придется полюбить этот обломок. Понять, что ему не хватает и добавить это, используя свои особые навыки и умения художника-мозаичиста.
Таким образом, видавший виды кусок дерева, несущий печать сурового воздействие воздуха, земли, воды и огня, может быть украшен яркими мозаичными тессерами, которые, играя на свету освещают его, как будто они и есть настоящий огонь. Так рождаются произведения Розанны, несущие цветовые гаммы, танцующие в неисчислимых тонах.
Розанна Фатторини, кажется, говорит нам, перефразируя Де Андре, что на свалке времени и пространства есть «скромные остатки» материи, которые также являются остатками памяти, которую может облагородить только чувствительность творческого гения, преобразовав их в произведения искусства. Настоящего Изобразительное искусство.
Кажется, что художник хочет восстановить жизнь и достоинство этого куска дерева, найденного никчемным и выброшенным за ненадобностью, но выздоровевшего посредством магии художника и, следовательно, сохраненного и возвращенного в вечность.
***
Журнал Mosaic Review очень благодарен Розанне, что она согласилась рассказать о себе нашим читателям. Мы попросили Розанну рассказать о себе удобным для себя способом, чтобы наилучшим образом представить себя нашим читателям, приняв к сведению вопросы нашего журнала.
— Я жила очень спокойной и размеренной жизнью с двумя замечательными родителями. Мой отец, родом в Мантуи, всегда любил меня и помогал мне всю свою жизнь. Он часто уезжал по делам, будучи выдающимся инженером-химиком, отвечающим за строительство химических заводов по всему миру.
В свободное от работы время он занимался своим любимым хобби — ковкой, и, как только у него появлялось немного времени после работы, он обращался к молоту и наковальне, разжигая горн и умело превращал куски железа в изящные изделия.
Кроме того, в летние субботы отец в качестве барабанщика участвовал в музыкальных представлениях местной группы, развлекая жителей и гостей города на набережной Лигурийского моря.
Мама была красивой женщиной, как собственно, и папа. Она всегда была домохозяйкой, за исключением небольших периодов, когда она работала в магазине детской одежды, поскольку моя мама была опытной швеей и вышивальщицей. Дома она всегда обо всем заботилась, пока папа был на работе.
К сожалению, моя идиллическая жизнь внезапно изменилась в тот день, когда моему отцу пришлось переехать в Равенну из-за работы. Я покинула свой родной город Вадо Лигуре в возрасте 10 лет с бесконечным неудовольствием, потому что оставила там своих самых дорогих друзей детства и некоторых родственников. Думаю, легко понять детские переживания. Взрослому часто бывает непросто поменять место жительства, а подростку и подавно.
Лигурия с ее прекрасным морем, побережьями и горами за ней — замечательное место, и я думаю, что кому-то было бы жаль менять его на абсолютно ровную область неизбалованную живописным рельефом с бесконечным количеством полей.В Равенне, конечно, море тоже есть, но довольно далеко от города, и оно не сравнимо с морем моей Лигурии.
Однако, счастливой вехой этого изменения стало то, что мои родители записали меня в Художественный институт «Джино Северини» в Равенне. Я всегда любила рисовать, но была очень застенчивой и сдержанной девушкой, и по этим причинам мои родители выбрали для меня эту школу, которая стала самой важнейшей частью моей жизни на протяжении многих лет.
Таким образом, после переезда в Равенну Институт искусств стал для меня фундаментальным фактором, открыв для меня ярко искусства и предметы, которые нам преподавали, местом, где мозаика стала моей любовью. Самыми важными уроками были прежде всего: мозаика, рисунок, художественное оформление, скульптура, архитектура, технология материалов и все остальные предметы, которые необходимы художнику, чтобы правильно понимать искусство.
Школа для меня была очень уютна с психологической точки зрения. Мне посчастливилось иметь замечательных со всех сторон Учителей, которые мне очень помогли, а также сделали меня сильнее и увереннее в себе, но, прежде всего, там была моя мозаика — лекарство от юношеской неуверенности, которая ранее всегда заставляла меня беспричинно грустить и сомневаться во всём. Мне помогло и то, что в классе нас было всего 5, и это сделало сосуществование очень легким.
Уроки естествознания и химии вела проф. Изотта Фиорентини (та, кто основала AIMC ). Эти уроки проходили в фургоне, запряжённом лошадью, последнем фургоне, который можно было увидеть в Равенне, припаркованном у базилики Сан-Витале.
Мозаика изначально была для меня лекарством. Шли годы (я провела 8 лет в этой школе), и моё увлечение мозаикой развивалась, мой интерес к мозаике возрастал, давая мне удовлетворение, которого я изначально не чувствовала. Когда вы начинаете свой собственный набросок, а затем выкладываете его мозаикой с помощью современной техники (не забывая при этом некоторых правил, усвоенных на примере византийских копий), вполне заслуженное удовольствие видеть, как он зреет и растёт день ото дня, действительно здорово.
Самая сложная часть в работе с мозаикой — это всегда очевидно начальная часть, когда вы должны решить, с чего начать. Для меня это прежде всего выбор материала и цветовой тональности. Следом очень важно решить тип скола и положение кусочков смальты в начальном месте укладки мозаики. Затем возникает схожая задача для соседствующих областей. Немаловажным будет выбор наклона тессер и расстояния между ними, а также как вы собираетесь обеспечить и видимую подвижность кусочкам смальты на фоне и т. д., и т. д., и т. д.
Работая с мозаикой долгие годы, я стала всё больше утверждаться в мысли, что ее можно и нужно считать современным искусством. Но, чтобы утвердить её в таком положении, за ней должна непременно стоять креативность художника, иначе мозаика навсегда останется ремесленным Такая мозаика может быть прекрасной копией любой картины, не обязательно даже созданной в технике мозаики, но, если творческая идея отсутствует и, следовательно, отсутствует укладывающийся в философию этого материала замысел, то она не станет художественным произведением, а останется всего лишь только хорошей копией или мастерским исполнением.
Чтобы трансформировать мозаику и постараться поднять ее до уровня произведения искусства, я воспользовался открытием, которое я сделала много лет назад во время прогулок по морскому побережью или по невысоким холмам, окружающим его. Там я часто встречала выброшенные на берег части деревьев, претерпевших благодаря солёной воде, ветру и бог ещё знает чему серьёзные испытания, но, тем не менее, оставшемся тем же деревом, только впитавшем в себя эту энергию моря, солнца. Эти измождённые, но непокорные коряги привлекли меня своим несгибаемым характером.
С тех пор я не вижу своих мозаик без дерева. Комбинируя дерево со стеклом, я получаю то вдохновение, которое искала. Эта дало мне возможность найти свой стиль, своё решение, которое сложнее всего найти в мозаике, которое я использую в моих мозаиках.
Мне попадается много деревянных обломков, но только один, который может поразить меня. Он как будто кричит — возьми меня, и мы сделаем вместе удивительную вещь. Деревянный обломок, который отличается от всех остальных, побелевший кусок дерева, который формой и цветом выделяется из общей массы своих сородичей, это тот артефакт, который сразу же заставляет ваше воображение летать и очаровывать вас.
Вот как и начинается моя работа. Конечно, этот обломок надо немного подправить — высушить до конца и очистить от загрязнений от всех загрязнений. Затем следует выбор цвета мозаики, который по-прежнему следует идее. Многие из моих работ посвящены размышлениям о ком-то или о чем-то особенно дорогом для меня, и для многих из них я даже написала небольшие стихотворения.
И когда я смотрю на мозаики других художников, для меня самое главное состоит в том, что это мозаика должна волновать меня. Эмоции от мозаики — это не то, чтобы правило. Но для меня, как художника, как творческого человека, очень чувствительного к ускользающим неосязаемым В мозаике, которая мне понравится, я должна чувствовать прежде всего чувственность, в цвете, в методе колки тессер. Эту эмоцию могут дать вам только годы работы, многократного перекладывания тессер и чередования их тем или иным способом.
Художники, которые в области мозаики всегда волновали меня больше всего, и в работы которых я влюблена, когда-то были первыми моими учителями. Абсолютно эмоционально близкими мне и художниками с большой буквы я нахожу в первую очередь: Серхио Чиконьани, Санти Марко, Инес Мориги Берти (великая интерпретатор мозаики, но не художник) — из школы Равенны, а из школы Спилимберго я бы назвала Лучано Петрис, Нане Заваньо и Джулио Кандуссио.
После многих лет работы в области мозаики а также удивительного времени, проведённого в институте Джино Северини, перенимая опыт у своего учителя. А затем самого близкого друга, профессора Изотта Фиорентини, я имела удовольствие продолжить работу в ассоциации современной мозаики, которую она основала (AIMC). Эта ассоциация родилась с целью объединения профессионалов мозаики и обмена их опытом и идеями и, что важно, совершенно не ради прибыли.
К сожалению, с момента основания эта ассоциация претерпела некоторые изменения, и на настоящее время, по моему мнению, она не выполняет тех функций, которые были в ней заложены основателями. Сначала я участвовала в этом проекте, чтобы поддержать Исотту Фиорентини, затем в качестве вице-президента.
.
Поняв эту трансформацию, которая не очень радовала меня, я решила создать проект, объединяющий ведущих художников-мозаичистов на основе не ассоциации, а на основе регулярных выставок. На мой взгляд, этот проект должен был собрать лучшее из мира мозаики, следуя идеям Изотты, воссоздавая и продолжая то, за что она боролась и за что так сильно болела. Так родился MUSIWA. Сотрудничество с партнёрами из Флоренции помогло найти престижное место для проекта и решить некоторые организационные вопросы.
В течение семи лет проект Musiwa набирал обороты, многие профессиональные художники были рады участвовать в выставках в одном из самых престижных зданий Флоренции: Palazzo Medici Riccardi.
Через семь лет я решила прекратить это сотрудничество, потому что поняла, что цели моих партнёров в этом проекте опять расходятся с моими. На мой взгляд, со-организаторы пытались превратить проект в бизнес прежде всего, но это не было целью, ради которой я основала Musiwa.
Во процессе отбора художников, которые в последствии участвовали в Musiwa, я встретила много замечательных людей, необыкновенных художников. Среди них была и Беатрис Серре. Восхитительный человек, великий художник, чрезвычайно чуткий и очень умный. Ей и моему большому другу художнику Марко Санти я предложила создать совместные курсы мозаики и поделиться своим профессионализмом и опытом.
Группа INTHREE MOSAICO была рождена взаимным большим уважением и дружбой. INTHREE продолжает организовывать курсы мозаики на по всей Европе. Группа перемещается туда, куда ее приглашают, и именно так мы переехали из Кефалонии (GR) в Галлиполи (Апулия) в Париж, Флоренцию и далее.
Мозаика не стоит на месте. И мы движемся вперёд вместе с ней!