Страна — Австралия
Город — Мельбурн
Мозаичист Памела Ирвинг – новый гость Mosaic review. Наш журнал продолжает рассказ о выдающихся художниках мозаичистах мира.
Мир мозаики знает Памелу в основном как мозаичиста, но художник создает произведения в нескольких других техниках, таких как скульптура, керамика, рисунки и эстамп.
Она использует множество материалов — бронзу, керамику, пластик и другие. Одна из ее дерзких и причудливых скульптурных работ — Larry La Trobe — бронзовая собака была установлена в 1992 году на углу Swanston Street и Collins Street в Мельбурне (Австралия).
Памела в творчестве более 30 лет. За это время она участвовала в большом количестве местных и международных выставок. Ее работы находятся в муниципальных собраниях, университетских и школьных собраниях, региональных галереях, арт-банке и музее Виктории в Австралии, а также в крупных корпоративных и частных коллекциях.
Под руководством профессора Noel Flood (керамист и руководитель отдела керамики) она стала одним из первых двух кандидатов, утвержденных на получение степени магистра изобразительных искусств в Мельбурнском колледже высшего образования.
Если начать рассказывать о ее истоках её творчества, трудно не вспомнить, что ее брат долгое время преподает искусство в Гамильтоне, оба ее родителя также артистичные натуры. Отец Памелы занимается рекламой, также он любил делать предметы мебели. Мама Памелы тоже очень креативная. Родители всегда поощряли Памелу и ее брата Джона создавать ВЕЩИ.
Раннее искусство Памелы находилось под влиянием художников, включая Arthur Boyd, John Brack, Noel Counihan, Mirka Mora, Sidney Nolan и John Perceval. В последние годы на Памелу повлияла честная и прямая выразительность «искусства аутсайдеров» (искусства самоучек, или «наивное искусство»).
Примечательно, что этот интерес вырос после посещения Памелой Сада камней Nek Chand’s в Чандигархе, Индия.
Самым известным произведением Памелы является скульптура Larry La Trobe, установленная перед ратушей Мельбурна. Образ собаки, воплощённый в натуральную величину, навеян памятью о собственной собаке Памелы, Люси, а имя Larry вызывает ассоциацию со словом, обозначающим австралийское буйное поведение, «ларрикинизм». Фамилия щенка «La Trobe» указывает на однозначную принадлежность к Мельбурну и штату Виктория — Charles La Trobe был первым вице-губернатором штата с 1851 по 1854 год.
В тоже время замысел художника берёт своё начало в легендах Древнего Рима. Как говорит Памела: «Меня всегда очаровывал миф о Ромуле и Реме, близнецах, которых кормила волчица и которые считались основателями Рима. В 1984 году я воплотила своё видение этого мифа в глине. С тех пор я приняла Ларри в качестве аватара, воспроизводя его в картинах, керамике, скульптурах и мозаиках ».
Каникулы в экзотические и чужие страны часто влияют на новые работы, в которых Ларри появляется во многих обличьях. Любовь Памелы к античной мифологии, узорам, традиционным тканям, примитивизму и, прежде всего, к смелым цветам прослеживается во всех ее работах. Том числе и в мозаике “The Roman Never Conquered Victoria”.
Как говорит художник: «Влияние Римской империи на мировое искусство было огромным. Однако римляне так и не добрались до Австралии.) Для меня, как художника, это с одной стороны даёт свободу интерпретации, с другой – является вызовом. В своей мозаике мне пришлось переосмысливать древние мифы, отклоняться от традиционных методов мозаики, старясь интегрировать римскую технику и австралийскую эстетику.”
Пёс держит в левой руке трехмерную пластмассовую миниатюру Larry La Trobe, распечатанную на 3D-принтере. Под ним — две антикварные куклы из дрезденского фарфора.
“- Они представляют моих собственных детей, копирующих Ромула + Рема с Волчицей на римском сувенире. Голова фигуры имеет форму Larry La Trobe, а тело — форму штата Виктории, где я живу. Преобладающие цвета мозаики — красный, зеленый и белый, олицетворяющие итальянский флаг.
Тело Ларри выполнено итальянской смальтой, голова — из фарфора ручной огранки, а в его руке — изображение бакелитовой карты Австралии. Все вместе они представляют собой синтез римских и современных австралийских техник мозаики, напоминая нам, что, несмотря на то, что эстетика работы связана с Древним Римом, необходимо констатировать, что римлянам так никогда не удалось покорить Австралию.
Чувство юмора, любовь к иронии и уважение к повествованию проявляются разнообразных работах Памелы — от гравюр и картин до крупномасштабных мозаичных инсталляций. Памела Ирвинг хорошо известна своими причудливыми изображениями собак, кошек, птиц и других мифических существ.
Творчество Памелы проникло во многие другие общественные места Мельбурна, в числе которых ее масштабная мозаичная инсталляция в Луна-парке под названием «Сон с открытыми глазами». Эта работа украшает здание Луна-Палас в Луна-парке в Мельбурне. На картинах и гравюрах Памелы часто можно встретить многих персонажей этой мозаичной инсталляции.
Журнал Mosaic Review попросил Памелу ответить на несколько вопросов, связанных с ее мозаиками и другими произведениями искусства, а также с ее восприятием мозаики.
MR – Памела, когда вы впервые осознали, что хотите стать художником?
Pamela — Я всегда хотела быть художником. Всё своё детство я пыталась создавать вещи. Свой первый художественный приз я получила, когда мне было 5 лет. Это был автопортрет.
MR — Какие работы были вашими первыми? Рисунок, мозаика или скульптура? А может еще что-то?
Pamela — Мои первые художественные работы были в основном рисунками, но я добавляла к ним кое-какие дополнения, так что я думаю, они больше походили на коллаж.
MR – Можете ли вы вспомнить свою первую мозаику?
Pamela — Первая свою мозаику я сделала в 1982 году. Идея была покрыть мозаикой большую кирпичную арку. На тот момент я не представляла, сколько времени это может занять. Я существенно ошиблась с количеством времени, которое потребуется, чтобы покрыть всю поверхность и затем затереть ее. Тем не менее, я влюбилась в материал и саму среду. Ранее я изучала керамику и скульптуру. В этом моём первом свидании с мозаикой я была поражена, как смальта и стекло отражают свет, как органично встраивается мозаика в пространство сада.
Мне также очень понравилось, что при работе с мозаикой я могу использовать списанные человеком в утиль материалы — бой плитки, осколки стекла и пластмассы и превращать их во что-то постоянное, давать им новую жизнь. Хотя я изучала изобразительное искусство, мозаика практически не упоминалась во время моего обучения в Австралии. На уроках истории мы слегка коснулись раннехристианской мозаики, но ничего не узнали о методах или материалах, которые можно было бы использовать.
MR – Памела, быть художником — непросто?
Pamela – Если смотреть на вопрос буквально, то я хочу сказать, что в Австралии очень сложно зарабатывать на жизнь художником. Население у нас небольшое, и, честно говоря, не так много людей, интересующихся искусством. Здесь мало кто разбирается в мозаике. Они не понимают, сколько времени уходит на их создание, не понимают долгой её истории. Многие думают, что мозаика предназначена для украшения цветочных горшков и другой садовой утвари.
MR — Можете ли вы назвать свои собственные работы, которые вам нравится больше всего и почему?
Pamela — Моя любимое работа — Ларри Ла Троб, моя бронзовая собака, которая сидит перед ратушей Мельбурна. Я сделала её в 1992 году. С тех пор я сделала много собак в мозаике и не только. Мне нравится использовать известность Ларри чтобы обозначить свой интерес к другим областям искусства, таким как текстиль и мифология. Несколько лет назад я сделал Ларри, покрытого красной и белой смальтой, вдохновленный русскими традиционными кружевами и народными костюмами.
MR — Какое произведение искусства произвело на вас самое сильное впечатление?
Pamela – Моё любимое произведение – это классическая эллинистическая скульптура «Ни́ка Самофра́кийская», которая находится сейчас в Лувре. В молодости я защитила диссертацию на степень магистра по ангелам. Среди моих работ много изображений ангелов.
MR — Ваши мозаики, на мой взгляд, всегда несут в себе определенный вызов, шалость, юмор. Вы намеренно придаете этот характер своей работе, или это сама суть вашего творчества?
Pamela — Мне нравится делать работы которые вызывают резонанас. Мои работы часто юмористические, но это не самое главное. Мне нравится ссылаться в своих работах на такие темы, как политика и социальные сети. Прежде всего я стараюсь рассказать в своих мозаиках историю.
MR — Где вы покупаете материалы для своей мозаики? Подскажите, пожалуйста, кто этот спецпоставщик?
Pamela – К сожалению, никакого специального поставщика нет.) В своих мозаиках я использую много самых разных материалов. Я часто использую в своих мозаиках части найденной посуды из фарфора или керамики, иногда и целые фарфоровые предметы или домашнюю керамику, к примеру, старые тарелки или чашки и чайники, которые я покупаю в комиссионных магазинах, а иногда и на аукционах.
Само собой я использую смальту, которую покупаю у Orsoni. Также я продолжаю использовать плитку и мрамор из строительных магазинов в Мельбурне. Люди часто дают мне вещи, которые им больше не нужны, и я включаю их в свои новые работы. Не все мои материалы долговечные, как стекло или камень, я часто использую пластиковые игрушки и дерево.
MR — Что должно произойти, чтобы вы взяли инструменты и материалы и принялись за новую мозаику?
Pamela — Я каждый день в своей студии. Зайдя в студию, я надеваю фартук. Как только я надеваю фартук, мой мозг переключается на рабочий лад. Мне повезло с тем, что моя студия находится примерно в десяти минутах езды от моего дома.
Я много рисую, а когда рисунок завершён, я начинаю думать о нём как об эскизе к мозаике. Я долго работала над новой серией рисунков и , по всей видимости, они в ближайшее время перетекут в проект «Мозаики».
Не так давно я получила австралийскую премию мозаики под названием ORO Award. Я планировала поехать в Израиль чтобы изучать древнеримские мозаики, но затем ударил Covid. Мои планы на поездку изменились. Сейчас я работаю над серией рисунков «Я — мой пейзаж».
MR – Памела, по вашему мнению, можно ли создать настоящее произведение искусства на заказ, или это всегда требует эмоционального подъема, вдохновения?
Pamela — Мне нравится работать на заказ. Бывает так, что заказчик позволяет мне быть очень креативной и оставляет выбор идеи и воплощения за мной, иногда рамки заказа могут быть могут быть очень жёсткими. Тем не менее, я считаю, что делать заказы — это очень интересный опыт для художника. Часто у заказчика есть комментарии и предложения, которые уводят вас в сторону от того, как вы обычно думаете, позволяю взглянуть на вещи с новой стороны.
MR – Памела, местные мотивы в ваших мозаиках — это больше дань традициям вашей страны или часть вашей творческой идентичности?
Pamela — Мне очень нравится этот вопрос. Я всегда интересовалась историей мозаики. Мозаика традиционно связана с повествованием, я же считаю себя современным рассказчиком мозаики. Я думаю, что мои работы очень австралийские по сути. Я считаю, что свободный характер моей работы вполне соответствует духу Австралии. И юмор у меня очень австралийский.)
MR — Что привлекает и поражает вас в искусстве коренных жителей Австралии?
Pamela — Коренные народы Австралии удивительны. Это одна из древнейших цивилизаций в мире. Их произведения искусства традиционно создавались на камнях как повествования. Они также использовали песок и почву в качестве временных работ. С 1970-х годов искусство австралийских аборигенов имеет широкое влияние на весь художественный мир. Преимущественно техники точечной росписи. Раньше они использовали преимущественно землистые тона коричневого, охристого, черного и белого цветов. По мере развития сцены современного искусства цвета, которые они используют сейчас, стали намного ярче и разнообразнее.
Меня привлекают узоры, точки и то, что они всегда несут в себе некое повествование. Если вы пролетите над Австралией и взглянете сверху на ландшафт, картины местных художников станут более понятными. Вы можете видеть все эти линии, точки и цвета вживую. Это, безусловно, очень завораживающе.
MR — Можете ли вы описать свое видение мозаики в современном искусстве? Что она может выразить лучше, чем другие виды искусства?
Pamela — Для меня мозаика — это нечто среднее между живописью и скульптурой. Она лучше всего отражает и преломляет свет. Свет играет на поверхности, а также между кусочками смальты, создавая необычайно объёмное пространство. У мозаики очень заманчивое постоянство. Мне нравится, что я могу сделать нечто объёмное, где свет играет с фактурой поверхности и формой. Я также надеюсь, что однажды современная мозаика заслуженно займёт своё место в галереях и музеях, станет более близкой и понятной современному зрителю.
MR – Часто ли возникает у вас желание купить работы другого художника и повесить у себя дома?
Pamela — О да, мой дом наполнен произведениями искусства, которые сделаны художниками. У меня тоже много предметов искусства аборигенов и народов с островов Тихого океана.
MR — Что более точно отражает ваше художественное настроение и восприятие — мозаика, скульптура или рисунок? Или все это дополняет друг друга?
Pamela — Я думаю, что все они дополняют друг друга и предлагают разные художественные ракурсы. Мне очень нравится разнообразие. Каждая среда предлагает разные визуальные результаты. Все они общаются друг с другом. Тем не менее, я считаю жизненно важным, чтобы все художники рисовали. На мой взгляд, рисование – это ключ к созданию художественного произведения.
MR — Вы преподавали в нескольких учебных заведениях. Вам нравится преподавать, вам нравится учить студентов понимать искусство?
Pamela – В данный момент я преподаю только в Чикагской школе мозаики. Я люблю там работать. Приятно быть связанным с учреждением, занимающимся исключительно мозаичным искусством. Стандарты работы и возможности для творчества там замечательные.
Также выставляюсь в Галерее современной мозаики, которая связана со этой школой. Сейчас у меня очень много заказов, поэтому у меня нет времени преподавать в Австралии.
MR — Чему вы в первую очередь учите своих учеников? Что самое главное?
Pamela — Я думаю, что самое важное, чему стоит научить, — это «как рассказать свою собственную историю» и «как стать более визуально грамотным». На мой взгляд, обучение техникам очень важно, но гораздо важнее знать, что с ними делать. Чтобы стать лучшим мастером в своём деле, нужно постоянно творить. В конце концов, по прошествии многих лет, каждый вырабатывает свой собственный стиль.
MR — На ваш взгляд, все люди творческие? Если нет, то чем творческий человек отличается от других людей?
Pamela — Я считаю, что творчество бывает разным. Я не уверен, все ли люди творческие. Я думаю, что многих можно научить технике и технологии, но нельзя научить кого-то быть художником. Художники думают иначе, чем другие люди, они иначе видят мир. Есть много творческих людей во всех областях, например, в науке, математике и т. д. Но всё же творчество художника — это врожденный дар.
MR — Не могли бы вы сказать свои пожелания начинающим художникам?
Pamela – Быть профессиональным художником действительно непросто. Я считаю, что как начинающему художнику важно иметь распорядок дня, быть дисциплинированным, соблюдать этику работы, уверенность в себе и не бояться совершать ошибки. Лучше всего учиться на ошибках, которые вы делаете на этом пути. Научиться не бояться ошибок — важная часть процесса.
MR — А для всех ваших многочисленных друзей?
Pamela — Я желаю всем моим друзьям-художникам всего наилучшего, особенно в это сумасшедшее время в мировой истории. Прежде всего — оставаться здоровыми и продолжать с оптимизмом смотреть в будущее. Я с нетерпением жду возможности снова отправиться в путешествие, чтобы снова увидеть своих зарубежных друзей.
THE END)